Для начала стоит рассказать обо всех изменениях рестайлинга. Civic 5D, радующий поклонников стиля на протяжении пяти лет, на старте продаж имел два типа трансмиссии – 6-диапазонную "механику" и "робота". К последнему у владельцев были претензии, связанные с излишней дерганностью при переключении передач. Вдобавок, неким сомнениям подвергалась надежность агрегата в будущем, когда пробег на одометре перевалит тысяч эдак за сто. В итоге Honda решила отказаться от роботизированной коробки в пользу классического гидротрансформаторного "автомата". Это, кстати, относится и к Jazz 2011 модельного года, отныне оснащающегося вариатором.
АКПП, имеющая 5 ступеней, досталась "Сивику" от собрата в кузове седан, но теперь у нее более короткие передаточные числа. Инженеры сделали данный агрегат компактнее и подняли его производительность за счет использования дисков с низким коэффициентом сцепления, обеспечивающим уменьшение потерь на трение.
Впечатление от динамики Civic 5D с "автоматом" и хорошо знакомым 140-сильным мотором улучшилось - мощность двигателя по ощущениям реализуется более полноценно, но главное, - при разгоне исчезли паузы и затыки, характерные для "робота". Благоприятно это сказалось и на потреблении бензина – в городском цикле расход держится на уровне 9-10 литров на 100 км.
Даже непоколебимую красоту легко испортить одним неудачным штрихом, поэтому японцы предпочли не рисковать. Визуальных отличий у машины минимум. В боковинах задних фонарей оранжевые секции уступили место прозрачным, изменился рисунок центральной секции, а у стоп-сигнала на крышке багажника вдвое возросло число светодиодов.
В прайс-листе на официальном сайте компании R Series потеснил обычную версию, отличавшуюся от дорестайлинга "ноздрями" на радиаторной решетке взамен цельной зеркальной пластиковой накладки. У самой свежей модификации вокруг логотипа марки - более привычные соты темного цвета, знакомые по заряженному Type-R. В сочетании с новым белым окрасом кузова и свежим дизайном колесных дисков экстерьер смотрится спортивнее.
Салон хэтчбека считается не менее сильной стороной "Сивика", чем его футуристичная внешность. Но прогресс не стоит на месте - ряд косметических штрихов наблюдается и внутри. В отделке задействованы иные материалы, светлые элементы были перекрашены в темный цвет. Кроме того, эксклюзивно для R Series сиденья обшили алькантарой. Искусственная замша эффектнее выглядит и практичнее кожи как летом, так и зимой.
У нас на тесте обживается модификация 1,8 л Sport АТ. Из нового оборудования у нее можно отметить линейный выход AUX и датчик давления в шинах. В комплектации Executive же дополнительно имеется порт USB, а зеркало заднего вида обладает способностью самозатемнения. У всех версий ближний свет больше не включается автоматически - раньше это происходило независимо от того, в каком положении находился соответствующий рычажок.
Кресла R Series, обшитые черной алькантарой, имеют удобный профиль и неплохую поддержку.
Уже в первые минуты поездки у меня возникли ощущения, что управление стало оперативнее и точнее, словно сидишь в гоночном карте, а не в крупной машине. И действительно, благодаря перенастроенному электроусилителю рулевого управления, чувствительность "баранки" обострилась. При активном маневрировании чувствуешь, как авто ввинчивается в траекторию - а ведь добиться такой хорошей поворачиваемости на переднем приводе весьма непросто. Самое интересное, что комфорт в виражах не страдает. Наоборот, рестайлинговый Civic обладает менее жесткой подвеской, сниженными вибрациями от ходовой на кузов и улучшенной шумоизоляцией салона.
Выполнить свою работу красиво - что может быть проще? Но оказавшись внутри большинства современных машин, испытываешь ощущение, словно перешагнул из яркого лета в унылую осень. На подмогу всегда готовы придти тюнинг-ателье - они размалюют бесконечно скучные заводские панели, обклеят все до последней детали карбоном, перетянут кожей, развесят повсюду светодиодные ленты. Короче, превратят транспортное средство в новогоднюю елку на колесах. Создатели Honda Civic 5D восьмого поколения отбили все желание самостоятельно додумывать облик интерьера, сделав его изначально настолько интересным и правильным, что он не растерял актуальности и по сей день.
Экстравагантный салон Civic 5D хорош не только дизайном. Передняя панель сделана из мягкого пластика (кроме вставок в центре и между приборами), а руль обшит качественной кожей. Но вот стык между дверью и торпедо великоват.
Недаром японский хэтчбек иногда называют космическим. Попав в салон, сразу замечаешь его необычность. Разнесенные на две секции приборы, опробованные на седане Civic, доставшаяся от родстера S2000 приметная кнопка пуска двигателя слева от руля. Правда, перед ее нажатием необходимо повернуть ключ в классическом замке зажигания. Сначала это смущает, как и архаичный нескладной ключ. Но приспособившись, я обнаружил и преимущества подобной последовательности действий. Так, становится недопустимой ситуация, в которой можно "перекрутить" стартер. Жаль, глушить мотор касанием пальца нельзя.
После рестайлинга шторка отсека рядом с ручником стала закрываться более плавно. Внутрь помещаются два стакана, которые фиксируют специальные держатели.
Спидометр, находящийся почти на уровне глаз, будет полезным в качестве самоконтроля для тех, кто плохо чувствует скорость. По бокам располагаются лампочки-стрелки указателей поворота, а справа вверху - датчик, сообщающий водителю, насколько экономично он едет. Впрочем, про "расходометр" быстро забываешь, так как технической привязки он не несет - отключать половину цилиндров Civic, как Honda Pilot, не умеет. Отдаленность других показателей во время движения не напрягает. Зато обод руля, "разрезающий" общее табло, может загородить индикацию круиз-контроля. Такое случается в ситуациях, когда "баранка" выставлена под определенную посадку, а вы решили размять туловище, и, выпрямившись, поменяли угол зрения.
В бортовой компьютер заложен стандартный набор данных. Часы, а также информация о музыке и климат-контроле выведены на компактный центральный дисплей. Он уступает модным жидкокристаллическим экранам, а фирменное устройство Honda SSD Navigation доступно лишь для моделей Jazz, Civic 4D и CR-V. Но благодаря нормальным контрастным шрифтам и в хэтчбеке все легко читается. Ночью при езде с максимальным уровнем подсветки немного пестрит в глазах - приборы отражаются в стеклах. С наступлением темноты я предпочитаю приглушать яркость, которая при желании выкручивается практически "в ноль".
Регулировка руля имеет два положения и удобный фиксатор.
К чему мне до сих пор не удалось привыкнуть, так это к многообразию вариантов исполнения регуляторов. Алгоритм функционирования везде традиционный, но все равно путаешься в разных размерах и формах органов управления. Тот, кто проектировал "внутренности" Civic, явно прислушивался к дизайнерам, а не к эргономистам. Неудобным мне показались клавиши смены радиостанций и выставления силы воздушного потока кондиционера. И, наоборот, приятно переключать треки магнитолы с руля и пользоваться подогревом сидений, не выкручивая себе руки в попытках дотянуться до нужной кнопки.
Задний подлокотник с подстаканниками - штука удобная. Правда, при складывании дивана он каждый раз "выпадает" из спинки.
Кстати, пару слов о креслах в Civic 5D R Series. Они обладают почти спортивным профилем и, видимо, поэтому не балуют наличием поясничного подпора. Да и рычаги, отвечающие за высоту сиденья и наклон спинки, имеют туговатый ход.
При первом взгляде на интерьер складывается впечатление, что он тесный и не особо практичный - для сходства с самолетом по загруженности торпедо "Сивику" не хватает только штурвала. Однако в деле я не заметил дискомфорта - с моими 182 см роста телодвижения ничто не стесняет. Конечно, на излишний простор рассчитывать не приходится, но плотная посадка водителя компенсируется количеством отсеков для вещей. В бардачок без боязни помять документы можно положить папку формата A4.
Внушительная вместительность и у подлокотника, хотя горизонтальная перегородка ему бы не помешала. Там же обитает розетка на 12/120 вольт и цифровой вход AUX. Порт USB присутствует в версиях Executive AT и Executive AT Glass Roof, а в тестируемой комплектации Sport АТ его, к сожалению, нет. В итоге куча "флешек" пылится дома, любимые композиции в mp3 я проигрываю с CD-приемника. А если хочу послушать что-то новенькое, то пускаю в расход очередную CD-"болванку". В дверях предусмотрены углубления размером с мобильный телефон, а задние пассажиры смогут ставить напитки в собственные подстаканники. Вдобавок, под самим диваном скрывается дополнительное пространство, которое пригодится, если салон переполнен людьми, а багажник - авоськами.
Выбраться на выходные из города - мечта любого офисного сотрудника. Автомобильные журналисты не являются исключением, к тому же это хороший шанс совместить приятное с полезным, то есть проверить возможности транспортного средства в разнообразных условиях. На этот раз пунктом назначения я выбрал Нижний Новгород, находящийся на расстоянии 400 км от Москвы.
Нижний - крупнейший центр речного круизного туризма в стране, посетить его стоит обязательно. Федеральная трасса M7, соединяющая столицу и пятый по численности населения российский город, считается довольно качественной. По сравнению с питерской M10 она так вообще замечательная. Практически на всем маршруте - четырехполосная дорога с отбойником, встречный поток не беспокоит. Уверен, аварийность в Нижегородской области минимальная. Конечно, попадаются и узкие участки, но из-за невысокой интенсивности трафика, движение они не замедляют.
Мне в первую очередь было интересно, насколько уверенно чувствует себя Civic 5D R Series при обгонах. Однако фуры в пути досаждали редко. В тех же случаях, когда требовалось совершить маневр, хэтчбек ни разу не подвел. 140 л.с. ему хватает за глаза в любой ситуации. Разгон что на третьей, что на пятой передаче, давался легко и непринужденно. Правда, нажатие на газ сильнее обычного сопровождалось "визжанием" 1,8-литрового агрегата. Ощутимый гул на высоких оборотах - специфика атмосферных двигателей и моторов i-VTEC от Honda в частности.
Дорога в Нижний Новгород преимущественно состоит из четырех полос, разделенных внушительным отбойником. В некоторых местах на асфальте попадаются "заплатки", но случается это нечасто.
В мегаполисе "острое" управление машины - бесспорный плюс. Но скоростное шоссе - другое дело, особенно, когда усилитель руля гидравлический, а не электрический. Поначалу меня это настораживало, но эти опасения были напрасными. Civic 5D устойчив, слабо реагирует на колейность и боковой ветер. Задувало на трассе, кстати, прилично. Но в салон, получивший в ходе рестайлинга дополнительную шумоизоляцию, посторонние звуки почти не проникали.
К чуть более чувствительной "баранке" быстро привыкаешь. На обратной дороге примерно на полчаса пошел ливень, а "Сивику" все нипочем. И это несмотря на ухудшившееся сцепление колес с шоссе. Пожалуй, только зону "дворников" стоило бы увеличить - помимо стоек обзорность забирает широковая полоса из брызг и грязи. Да и сами боковые стекла пачкаются крайне неудачно - как раз в области зеркал.
Единственное, что несколько напрягало в поездке, это сиденье. Близкий к спортивному профиль хорош, но не во время монотонного перемещения по прямой. Спина периодически затекала и требовала разминки. Вот где бы помог поясничный подпор. Зато задние пассажиры на неудобства не жаловались, и им даже удалось прикорнуть часок-другой. Пригодились и многочисленные подстаканники, а также багажник, перевозивший несколько фоторюкзаков, штативов и обычных сумок.
Прибытие в Нижний Новгород состоялось примерно в 2 часа ночи, так как выезд из Москвы был поздним. В ночном городе меня волновала сохранность низкопрофильных 17-дюймовых покрышек, но дороги оказались вполне сносными, по крайней мере, в центре. С освещенностью улиц проблем тоже не возникло. Чего не скажешь о местных таксистах, хотевших денег в ответ на просьбу подсказать нужный проспект. Кроме того, на большинстве заправок отсутствовал 95-ый бензин, и в определенный момент машина чуть не встала с пустым баком.
Гвоздем программы стало посещение "Нижегородского кольца". Этот гоночный автодром протяженностью 3,2 км открылся менее года назад и сразу снискал популярность среди любителей и профессионалов. Администрация автодрома любезно предоставило мне время для тест-драйва и фотосессии "Сивика". Результаты последней смотрите в нашей галерее, ну а я перехожу к главному - к поведению Honda Civic 5D R Series в боевых условиях.
Nring, а именно так сокращенно называется трек, достаточно широкий и задуман для массовых мероприятий. Поэтому в одиночку по нему кататься с точки зрения безопасности весьма комфортно. Самая сложная связка поворотов находится ближе к финишу и отлично просматривается. В итоге я смог оторваться на полную катушку.
Крены у Civic 5D R Series, который после рестайлинга стал чуть мягче, не критичные. Машина хорошо держится на трассе, ABS срабатывает всегда своевременно, а система электронной стабилизации VSA почти не вмешивается в действия водителя.
Температура воздуха за бортом превышала 20 градусов тепла. Разгоряченный хэтчбек буквально впивался в асфальт свежей летней резиной и четко держал траекторию. Неплохо со своей задачей справлялись и тормоза, однако лишь в первые три круга. Затем колодки "поплыли", и эффективность замедления резко снизилась. Автомобиль-то гражданский и на подобные шалости не рассчитан.
В плане работы двигателя и АКПП все было более-менее предсказуемо. Просторы "Нижегородского кольца" позволяли безопасно раскрутить моторчик до красной зоны. В поворотах же я скучал по индикатору Shift light и подрулевым лепесткам, устанавливаемым на версию с роботом. Классическая коробка передач без функции ручного переключения - не лучший вариант для динамичной манеры езды.
Минувшие выходные пролетели незаметно и оставили массу незабываемых впечатлений.
Выше были затронуты практически все аспекты "японца", но мы не успели рассказать про одну из главных фишек хэтчбека - трансформацию салона. Разрабатывая эффектный дизайн, в Honda не забыли потребительские качества. Когда ездоков двое, внутри открываются новые горизонты по удобству погрузки. Так, не производя никаких манипуляций, под задние сидушки можно спрятать крупные предметы, которые не обязательно видеть посторонним. Эти же элементы дивана легким движением руки поднимаются вверх, после чего внутрь свободно укладываются два комплекта покрышек (то есть восемь баллонов) или два велосипеда. И еще под мелочевку пространство останется.
За пределами асфальта отличная управляемость Civic 5D не так важна, а вот комфорт из-за жесткой подвески страдает.
Лето - пора пикников. Каждую неделю ждешь пятницы, мечтая поразмышлять о высоком на берегу какого-нибудь водоема. По вместительности "Сивик" безупречен для своего класса - создающий впечатление эгоистичного автомобиль способен принять на борт пятерых взрослых и несколько сумок багажа. Но активный отдых, как правило, подразумевает съезд с асфальта. За последние два месяца мы параллельно протестировали около десятка машин, и по комфорту на грунтовке Civic 5D находится среди аутсайдеров. Путь, который на Skoda или другом мягком аппарате преодолеваешь за 10 минут, у Honda занимает в два раза больше времени. Дорожного просвета в 150 мм хватает, чтобы на ухабах не цеплять днищем о землю. Однако на мелких неровностях подвеска уж очень дерганная. Иногда даже хочется специально прибавить скорость, лишь бы побыстрее выбраться на гладкую поверхность. Кстати, дорестайлинговая версия была еще жестче.
Впрочем, дело не в том, что инженеры компании допустили огрех при настройке ходовой. Как раз наоборот, ее намеренно сделали близкой к спортивной, в чем мы убедились месяц назад на гоночной трассе "Нижегородское кольцо". Собранность хэтчбека превращает процесс перестроений и прохождения поворотов в нескончаемое удовольствие. А проколоть шину или погнуть колесный диск можно и на внедорожнике. Стоит лишь зазеваться на секунду на наших непредсказуемых дорогах. Тем не менее, имейте в виду - покидая каменные джунгли, приготовьтесь не только погреть косточки на солнце, но и протрясти их, пока будете добираться до пункта назначения.
Под задним диваном находится пустующее пространство, подходящее для перевозки различных предметов. Поднимаются сидушки очень легко, в результате образуя в салоне место для крупных грузов.
Перед тем, как перейти к сравнению с оппонентами, еще раз пройдемся по ценам на доступные модификации R Series. В гамме двигателей присутствует один мотор, 1,8-литровый атмосферный мощностью 140 л.с. Его возможности обеспечивают неплохой разгон как с механической, так и с автоматической коробкой передач, вытеснившей роботизированную. В базе 1,8 л Sport MT ставится 6-ступенчатая МКПП. Сюда же входят 8 подушек безопасности, сиденья из комбинированной ткани и алькантары, 17-дюймовые колесные диски, электропакет, климат-контроль, круиз-контроль, система курсовой устойчивости и аудиосистема Hi-Fi с функцией проигрывания файлов mp3.
Следующая комплектация 1,8 л Sport АТ подразумевает наличие 5-ступенчатой АКПП, а в версии Executive добавляются двухзонный климат-контроль, кожаный салон, ксенон, парктроник, разъемы для USB/iPod и автозатемняющееся зеркало заднего вида. Также дополнительно деньги предлагается панорамная крыша Glass Roof.
В классе С традиционно много предложений от производителей из Германии, Франции, Южной Кореи и других стран. Стремление дизайнеров всего мира выразить в современных экстерьерах если не интересную творческую находку, то хотя бы просто узнаваемые фамильные черты, усиливает соперничество. Самые яркие примеры: Opel Astra, Kia Soul, Renault Megane Coupe, SEAT Leon, Mini Cooper.
И все же на данный момент главным соперником Civic 5D является он сам. Новая решетка радиатора и вставки в фонари - приятные бонусы. Рестайлинг определенно продлит срок жизни текущего поколения автомобиля еще на год, а то и больше. Но позицию на рынке не удержит. То, за что люди в 2006 году полюбили "космическую" Honda, сейчас уже не сработает. Пора обновляться по-серьезному. Конечно, в Honda без дела не сидят и недавно начали продажи в США девятого поколения модели в кузовах седан и купе. А там, быть может, до хэтчбека недалеко. Поэтому ждем. Исполнение R Series же вполне сможет угодить самым нетерпеливым и преданным поклонникам. Как говорится, почему бы и нет.
Текст и фото: Роман Тарасенко